Полезные статьи

Брусчатка. Правильная укладка — залог долгой эксплуатации

 

Этап первый. Разметка контура и определение высотных отметок

Проводятся подготовительные работы по разметке контура будущей площадки, которая будет замощена брусчаткой или тротуарной плиткой. Устанавливаются контрольные «маячки», определяющие высоту укладки брусчатки и необходимые уклоны для стока дождевой воды. При установке контрольных «маячков», как правило, прибегают к помощи нивелира.

После проведения разметочных работ можно приступать к следующему этапу раработ — подготовке основания под брусчатку.

Этап второй. Подготовка основания

Подготовка основания включает в себя следующие виды работ:

  • Планировка. Снимаем верхний слой грунта, либо досыпаем выравнивающий слой из щебня или гравия до требуемых высотных отметок.
  • Устройство уклонов, дренаж
  • Устройство несущего слоя
  • Установка бордюров
  • Устройство выравнивающего слоя под брусчатку из песка

Этап третий. Укладка брусчатки

Этап четвертый

Этап четвертый. Засыпка швов и уплотнение брусчаточной кладки

После укладки брусчатки проводится трамбование вновь смонтированного покрытия при помощи виброплиты. Проходы виброплитой повторяются до полной осадки плитки в подстилающий слой песка.

Затем по все поверхности рассыпается сухой просеянный речной песок. С помощью метлы он разметается по швам до полного их заполнения.Далее снова проводится трамбование при помощи виброплиты.

И снова рассыпаем сухой просеянный песок и разметаем его по швам. Оставляем покрытие в таком состоянии на некоторое время. После чего снова прометаем территорию.

Правильная эксплуатация

Чтобы брусчатка служила Вам долгие годы без потери своего внешнего вида, необходимо помнить следующее:

В зимних условиях нужно по возможности нужно противодействовать образованию наледи. Для этого нужно удалять свежевыпавший снег при помощи метлы или деревянной лопаты.

Если избежать образования наледи не удалось — ни в коем случае не надо убирать её с помощью металлического лома. Нужно либо просто посыпать её песком, либо использовать специальные противогололёдные реагенты, способствующие таянию льда.

При осуществлении уборки территорий, покрытых брусчаткой, при помощи спецтехники — нужно помнить, что рабочие органы спецтехники, соприкасающиеся с лицевой поверхностью брусчаточного покрытия, должны быть обрезинены.

Необходимые для работы инструменты

  1. Лопаты. Совковые и штыковые
  2. Колёсная тачка и (или) носилки
  3. Сито. Понадобится при работе с непросеянным песком или ПГС. При больших объемах укладки рекомендуем применять вибросито.
  4. «Маячки»-направляющие. Для задания высотных отметок
  5. Строительный уровень
  6. Выравнивающий шнур
  7. Правило. Применяется для разравнивания песка
  8. Молотки резиновые. Для укладки брусчатки перед работой с виброплитой
  9. Электрическая, бензиновая, либо дизельная виброплита. На подошве виброплиты должна быть резиновая накладка, исключающая повреждение лицевого слоя брусчатки при укладке
  10. Шлифовальная машина («болгарка») с кругами для резки камня, либо специализированный инструмент — «брусчаткорез».
  11. Метлы. Для распределения песка при засыпкке швов и приборки

 

Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка
После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.
Устройство уклонов, дренаж.
Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, что бы под брусчаткой не образовывалось «болото».
Устройство несущего слоя.
Для несущего слоя должен быть применен морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесен равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.
Установка бордюров.
Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки, и затем могут быть прикрыты природным грунтом.
Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку.
На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3-5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.
После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

II. Укладка брусчатки

Для укладки необходима бригада, которая состоит из 4 человек и может в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30-40 м2 со всеми сопутствующими работами. Укладку начинают:
От нижней точки к повышающей
От оптически важной границы
От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.
Укладывается при помощи резинового молотка, лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5м2 уложенной, но не уплотненной брусчатки, её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.
Как в любой работе с камнем, возникает вопрос резки этого материала.
Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков. На больших объектах, где не требуется особенно точная резка, рекомендуется использовать нож для резки брусчатки производства «Вяткастройдеталь».

III Заделка швов и виброуплотнение

После того как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой.
После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» все покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

О Брусчатке:

Брусчатка, тротуарная и фасадная плитка

 

Брусчатка и тротуарная плитка является прочным основанием для покрытия улиц и дорог. Под брусчаткой обычно понимают камень (бетон, либо натуральный камень) небольших размеров, сравнимых с кирпичом. Тротуарная плитка, как правило, имеет более крупный размер (и как следствие — меньшую нагрузочную способность) и используется в основном для мощения пешеходных зон, тротуаров, дорожек.

На протяжении веков брусчатка использовалась не только как материал для дорожного благоустройства, но и как декоративный элемент. Достоинством брусчатки является сочетание таких характеристик, как:

  • удобный для кладки размер;
  • высокая устойчивость к механическим, химическим и обусловленным окружающей средой воздействиям;
  • природный вид сырья (брусчатка производится из цемента, песка и минеральных красителей);
  • долговечность использования и устойчивость к старению;
  • естественные цвета и оттенки, созданные самой природой;
  • возможность многократного использования (качественная брусчакта является крепким и надежным строительным материалом, который выдерживает многие годы эксплуатации).

Производство брусчатки — оптимальное решение для тех, кто хотел бы организовать крупное и серьезное производство с хорошими перспективами на будущее. Ведь брусчатка, в отличие от асфальта — экологически чистый материал. Она позволяет неузнаваемо облагородить площадь, прилегающую к офису, магазину, ресторану, гостинице, банку, а также любые городские ландшафты, тротуары, мостовые, парки и скверы, автодороги и площади, придав знакомым местам вполне респектабельный вид.

Неудивительно, что в настоящее время брусчатка и тротуарная плитка пользуется высоким спросом как среди предприятий, заботящихся о своем имидже, так и среди населения. Брусчатка позволяет не только украсить городской ландшафт, но и приносит приличную экономическую выгоду. На покрытых ею площадях не скапливаются лужи и грязь, брусчатка легко разбирается и собирается, если под ней вдруг вздумалось отремонтировать водопровод или проложить телефонный кабель.

Впечатление от брусчаточной мостовой зависит во многом от размеров шва, цвета и формата самой брусчатки. Поверхность, выложенная брусчаткой, создает желаемую гармонию с окружающим миром. Поэтому  мостовая из брусчатки часто используется для решения проблем, связанных с улучшением территорий вокруг жилых домов.

Брусчатая поверхность должна соответствовать высоким требованиям, чтобы передвижение по ней было легким и комфортным не только для пешеходов, но и машин. Брусчатка толщиной 4,5 см, как правило, выдерживает транспорт различной тяжести. Однако при больших нагрузках на проезжую часть (АЗС, места проезда большегрузного транспорта), необходимо использовать брусчатку толщиной 6 см.